Про сторителлинг

Как использовать силу истории

Сторителлинг – это история. Точнее, умение её рассказывать. Это если в двух словах. Но я в двух не умею. Поэтому с теми, кто не любит #многобукв...

 

предлагаю договориться на берегу: 

 

Вы перечитываете первые два предложения этого абзаца, вслух говорите: «Ну вот! Чё тут читать? Сторителлинг – это рассказать историю!» И идёте по своим делам.

С оставшимися же я поделюсь воспоминанием:

 

Год назад я сидела в огромном лектории. Вещал гуру современного диджитал-маркетинга. Рассказывал о сторителлинге для пары сотен предпринимателей, которые старательно записывали за ним каждое слово.

 

  • Вещатель был успешен.
  • Был миллионером.
  • Слушатели мечтали о том же.

 

Я, не буду врать, тоже закрывала глаза и видела, как кружатся, окутывая меня с ног до головы, долларовые купюры. И вот, наконец, нам всем только что со сцены огласили, что сейчас раскроют главный секрет, как писать сторителлинг...

...

 

«У человека есть три системы мышления мозга:

 

  • Первая – самая важная и самая неизученная – мозг рептильный, оказывающий важнейшее влияние на наше поведение», - увлеченно тычет в слайд со схемой головы какого-то Homo sapiens миллионер. Смотрю на своего соседа справа – он мечтает открыть фургончик с едой, покорить сердца покупателей, а потому старательно записывает в блокнот: «Мозг рептильный…». Обводит кружочком.

А бизнесмен тем временем, увлечённо посвящает слушателей в оставшиеся две штуки мозга:

 

  • эмоциональный
  • и визуальный.

 

Приводя в качестве подкрепления теории (вполне рабочей, не спорю) какие-то ещё факты и слайды, чтобы придать происходящему вес, говорит дальше о том, как важно этими всеми мозгами манипулировать в правильной последовательности, дабы завороженные историей покупатели бежали к прилавкам, на ходу судорожно вынимая кредитки из кошельков.

«Кофе-брейк», – радостно говорит модератор.

 

Две сотни предпринимателей задумчиво бредут к столикам с печеньем и тарталетками...

 

«Мозг рептильный… мозг эмоциональный… мозг визуальный – передам своему копирайтеру»....

 

Прихлёбывая кофе из бумажного стаканчика, вангую шквал постов, которые уже на следующий день ударят по простым человеческим мозгам целевых аудиторий этих предпринимателей. Ударят больно, потому что никто со сцены так и не сказал, в чём настоящая сила истории.

В чём главный секрет истории?

Что вы чувствуете, когда по-настоящему хороший рассказчик делится с вами, скажем, эпизодом из своей жизни? Говорит, как столкнулся с проблемой. Как её преодолевал... ?

 

...Вы эмоционально реагируете. Смеётесь, возмущаетесь, можете прослезиться. 

 

Очень часто, даже до того, как говорящий скажет, что случилось дальше, вы можете предугадать развитие событий. И испытываете удовлетворение от того, что знали верно. Потому что начинаете ощущать себя частью единого целого – вы и рассказчик делите одну на двоих общую реальность.

 

Это, друзья, и есть сторителлинг.

История – это рассказ, выстроенный так, что он обязательно вызовет сопереживание. В отличие от бесконечных фактов, сыплющихся на нас из всех медиа ежедневно и, скорее всего, проваливающихся сквозь память, как сквозь широкое сито, в никуда, хорошо рассказанная история задержится в голове надолго. Скорее всего, навсегда. 

Вы можете не запомнить два факта о сторителлинге, о которых я расскажу дальше. Но вы точно улыбнётесь, когда когда снова случайно услышите где-то присказку о рептильном мозге. Вот пусть эта деталь и будет вашей «напоминалочкой»: рассказывая истории, мы создаём стойкие образы, вызываем эмоции, инициируем общение. 

Два факта о сторителлинге

1. Сторителлинг – это не то же самое, что эпизод из жизни

 

«Правда жизни не есть правда искусства», - шумела на новеньких моя коллега, руководитель режиссёрской группы одного большого телевизионного проекта. И была права...

 

...Порою кажется, что рассказывать истории – очень просто. Они же происходят с каждым из нас каждый день. Вот вы вышли в магазин.

 

Ну ок, давайте удраматичним.

 

Доехали до магазина на другом краю города, потому что именно там продаются какие-нибудь редкие и очень вам нужные товары. Но забыли кошелёк. Всё зря…. Зря страдали.

Считается ли такой сторителлинг примером хорошим? Нет. Потому что, по-честному, тянет он максимум на «Ох, сочувствую» за чашкой кофе.

 

Залог хорошей истории?

 

  • В ней всегда есть главный герой.
  • У которого есть конфликт.
  • Который необходимо преодолеть, чтобы добиться цели.
  • И вот преодоление этого конфликта, борьба со своими внутренними страхами, и выход из этой борьбы – победителем  или проигравшим не столь важно, а вот изменившимся – важно очень, это и есть история. 

Это если в двух словах. Больше о сценариях построения истории можно почитать тут.

2. Сторителлинг – это не рассказ о вас

 

О себе мы любим говорить больше всего. Именно поэтому соцсети сейчас – парад самолюбования дилетантов, а от слова «блогер» у людей, пишущих профессионально, начинает грустно дёргаться глаз.

 

Нам рассказывают, как накачали прессы, добились гармоничной жизни с мужьями, воспитали детей-личностей. «Я! Мне! Меня!» Казалось бы, стольким делятся, а мы ничего не чувствуем, читая это.

Или иногда чувствуем. Реже – радость, чаще – зависть. Но заседание клуба злопыхателей у меня по вторникам.

Главный в истории всегда:

 

  • Читатель.
  • Слушатель.
  • Зритель.
  • Подписчик.

 

Отыскивая в рассказе общечеловеческий опыт, он будет проецировать историю на себя. Находить в ней точки соприкосновения с тем, что знакомо и важно ему. В драматургии это называется идентификацией...

 

...И хороший рассказчик  по максимуму уберёт из рассказа себя, чтобы впустить в него других. 

Помните, как у Земфиры: «Мои песни однажды покинут меня»?

 

С историей та же тема.

 

Как только вы ставите в рассказе точку и публикуете его, он перестаёт принадлежать вам.

 

Вы спросите: а как же авторское право?

 

Нет, это не отменяет авторского права.

 

Но любые оценки, которые вы слышите в адрес происходящего в написанном вами, вас не волнуют, потому что это не оценки вашей жизни. Это история вскрывает в памяти читателей их собственный опыт. Они оценивают себя. А вам стоит волноваться только когда критикуют ваше мастерство. Для грустящих самобичевателей-писателей у меня тоже есть заседания. По субботам. Приходите. 

Всё, что нужно миру – это хорошо рассказанная история

Нам всем нужно знать, как находить себя в этой хаотичной повседневности, в которую мы просыпаемся каждый день, и что с собой делать.  

Читая истории, мы находим ответы...

«В чём мораль-то?» – спросит старовер. Я слово «мораль» не люблю. Но правда есть правда – так или иначе, рассказанная история придаёт происходящему в повседневной жизни смысл. О шести простых техниках сторителлинга можно прочитать тут

Заседания кружка моралистов не будет. Извините. 

Автор: Инесса Резанова.

Фото: Pexels.

Если статья была полезна, поделитесь ею.

Используйте форму подписки на e-mail-рассылку, чтобы узнавать об анонсах, мастер-классах и скидках. 

Подписываюсь 

Яндекс.Метрика