Олег Дорман. «Подстрочник».

Интервью, которое превратилось в гениальную книгу.

По воспоминаниям самого Олега Дормана, они со съёмочной группой заехали в дом Лунгиных практически на неделю.

 

- Мы купили 1,5 кг сарделек, свежие огурчики и положили в холодильник Лунгиной. Остальное помню смутно.

Шесть дней – столько потребовалось  семидесятилетней рассказчице, чтобы поведать удивительную историю. Историю своей жизни, вписанную в историю целой эпохи. «Подстрочник» свой Олег Дорман изначально планировал как многосерийный фильм о Лилиане Лунгиной, но уже в процессе монтажа, выбрасывая по требованиям хронометража большие и интересные эпизоды, решил, что выйдет ещё и книга.

По сути, случилось то, что случается обычно с интервьюером, когда попадается ему по-настоящему удивительный рассказчик. Когда не терпится поделиться своим восхищением с людьми, которым повезло меньше, и они услышать интервьюируемого не могли. А Лилиана вспоминала и рассказывала так, что слушая её записи, я понимаю – множить её слова и делиться ими необходимо.

«Я думаю, итоги жизни – это и есть сама жизнь. Вся сумма прожитых счастливых, и трудных, и несчастных, и ярких, и блеклых мгновений, вся совокупность минут, часов, дней, сама, так сказать, эссенция жизни – это и есть итоги жизни, ничего другого итогом жизни и быть не может. Потому мне сейчас хочется вспоминать. И тянет смотреть старые фотографии».

Она говорит так, словно действительно листает фотоальбом. С удивительной четкостью возникают в воображении её платьице, в котором она бегала по Парижу – городу, где росла. Горящая на Красной площади статуя Чемберлена, на которую её, девочку выросшую в европейской свободности (вот можно, именно это слово будет), и перевезённую в большевистскую Россию, ведет смотреть гордящийся событиями в стране отец.

Блуждая вместе с Лилианой по закоулкам её памяти, очень чётко своей кожей ощущаешь весь ужас эвакуации, голод и холод революции, безнадёжное одиночество коммунальной философии:

Пришла в свою квартиру и с ужасом увидела, что в ней живут. В каждой из трёх комнат. Потому что разбомбили где-то дома, переселяли людей…. И одну комнату освободили мне. Тут я обнаружила, что ничего нет. Всё раскрадено. Вещей вообще никаких нет

При том, что история, философия, и последствия партийной деятельности живут на большей части страниц, книга эта – не о политике. И, что ещё удивительнее – проживая с героиней перипетии её жизни и удивляясь порой, как человек вообще смог выжить, ни разу не возникает в голове мысль, что это вот – купе, где разговорившийся не в меру попутчик жалуется на беды, говорит, что есть заложником обстоятельств. Рассказ Лунгиной лишён морализаторства и оценок. Но наполнен необычайной любовью. К людям. Воспоминаниям. Жизни. 

Так случилось, что записав весь этот невероятный материал, Олег Дорман выпустил книгу и фильм через 12 лет после смерти героини. С присущей медийщикам хладнокровностью оценки массового сознания, сам автор о популярности этого интервью длиною в шесть дней говорит так:

 

- Когда человека, который рассказал о своей жизни, уже нет, то наше доверие возрастает. Это странная плата за то, чтобы тебя услышали. Но плата давно известная.

Книгу «Подстрочник» читать стоит. По многим причинам, одна из которых – чтобы закончив последнюю страницу, закрыть, посмотреть по сторонам и ещё раз напомнить себе…. Хотя, что это я вам порчу восторг от прочтения финального абзаца? Проживите его. Это того стоит. По ссылке можно скачать бесплатный фрагмент в форматах FB2, ePUB прочих, равно как и купить книгу. Я многое из прочитанной литературы потом раздаю. Но интервью Лунгиной – одна из книг, которые в моей домашней библиотеке останется.

Автор: Инесса Резанова.

Фото: Pexels.

Если статья была полезна, поделитесь ею.

Используйте форму подписки на e-mail-рассылку, чтобы узнавать об анонсах, мастер-классах и скидках. 

Подписываюсь 

Яндекс.Метрика